"ВЕЧЕР СТАРИННОЙ ХОРЕОГРАФИИ"


"ЦАРИЦА ВОЗДУХА СИЛЬФИДА"

Филиппо и Мария Тальони... Легендарные реформаторы балетной сцены. Мудрые поэты театра, создавшие спектакль "Сильфида" - первенец романтического балета.

12 марта 1832 года зрители Королевского театра Академии музыки в Париже рукоплескали новому балету. "Сильфида", поставленная Филиппо Тальони, возвестила миру о новой эпохе. Началась эра балетного романтизма. Музыку написал хормейстер Оперы, композитор - - Жан Щнейцхоффер. Роли исполняли лучшие мастера парижской сцены: Жозеф Мазилье, Лиз Нобле, Жорж Эли, Луиза Эли. В главной партии выступила Мария Тальони, чье воздушное, неземное искусство вдохновляло художников и поэтов, композиторов и скульпторов.

Пятью годами позже, в 1837 году, рецензент "Северной пчелы" напишет: "... никакая поэзия не может сравниться с поэзией воздушных па и грациозных движений госпожи Тальони! С Тальони всякий балет есть верх совершенства!.. Вот она, прекрасная и неуловимая, как мечта! Она летит, она танцует, -- что мы говорим, танцует! Она поет, как скрипка Паганини, она рисует, как Рафаэль, —и все сказано!"

"Сильфида" безукоризненно точно и поразительно одухотворенно выразила время, его идеи, его атмосферу. "Все, что могли сказать романтическая поэзия, живопись и музыка, могла сказать и Тальони" (Л. Блок).

Отец и дочь Тальони сумели передать основную проблему эпохи -- разрыв между мечтой и действительностью. Герой балета "Сильфида" Джеймс переступает законы реальной жизни, он доверяет манящей мечте. Но реальность погубила мечту, уничтожила легкую, как мысль, царицу воздуха, а самого Джеймса оставила разочарованным и опустошенным.

Балет привлекал невиданной смелостью поэтических метафор и контрастов настроения. Первый акт весьма традиционен. Россыпь танцев, обрядового и плясового фольклорного характера, передавала настроение праздника обручения Джеймса и Эффи. Новизна второго акта была ошеломляющей. Словно легкие лепестки роз, переносимые теплым ветерком, порхали сильфиды. Они жили по законам неземной красоты, далекие от людских страстей и переживаний. Формой их сценической жизни становился совершенный классический танец. Сильфида невесомое крылатое создание поднималась на пальцы, скользила, взлетала в воздух, замирала в пленительном арабеске.

Сквозное танцевальное действие, противопоставление двух миров, столкновение реальности и нереальной духовной красоты, совершенство классического танца — вот что существенно изменило эстетику, поэтику и драматургию балетного театра.


Старинный балет

"Вечер старинной хореографии"

Либретто балета "Привал кавалерии"

Мудрость классики

"Царица воздуха Сильфида"

Фотографии со спектакля


НАЗАД
HOME