"ВЕЧЕР СТАРИННОЙ ХОРЕОГРАФИИ"


МАРИУС ПЕТИПА

Либретто балета "Привал кавалерии"

Небольшая австрийская деревня. Молодые крестьянки Мария и Тереза влюблены в Пьера. Ему лестно внимание первой красавицы Терезы, но сильная тайная симпатия влечет его к Марии.

Крестьяне уходят на работу в поле. В этот момент звук военной трубы возвещает о прибытии гусар. В деревушку вступает полк солдат под предводительством полковника. Молодые крестьянки с восторгом смотрят на красавцев гусар. Полковник требует разместить гусар в крестьянских домах и подать всем вина. Пьер отказывает ему. Полковник велит его арестовать, и солдаты отводят Пьера в подвал.

С помощью подруг Мария отвлекает гусар караульных и спасает Пьера.

Красавица Тереза привлекает особое внимание офицеров. За ней наперебой ухаживают корнет, ротмистр и даже сам полковник. Тереза отвергает их ухаживания и с иронией рассказывает односельчанам о любовных излияниях трех офицеров.

Тем временем Пьер и Мария договорились о свадьбе. Тереза пытается им помешать, но полковник останавливает ссору и благословляет брак Марии и Пьера. Теперь Тереза не возражает против знаков внимания, которые продолжает оказывать ей удалой полковник.

Но служба есть служба. Трубач играет сбор, и гусары покидают деревню. Но очарованные крестьяночки мысленно никак не могут расстаться со своими бравыми ухажерами, и вернувшиеся с поля крестьяне с трудом отвлекают их от мечтаний и возвращают "на грешную землю ", к их реальной и простой жизни.

Великий француз с русской душой. Значение его творчества сравнимо с ролью Пушкина в литературе, Моцарта в музыке. Могучий представитель балетмейстерской мысли второй половины XIX века, Мариус Петипа возглавлял петербургский балет с 1869 по 1903 год.

При Петипа русский балет взошел на недосягаемую вершину, занял бесспорно первое место среди балетных сцен мира. Вторая половина XIX столетия — эпоха Мариуса Петипа.

Рожденный в семье актеров, он был "заражен" театром с самого раннего детства. Путешествия по разным странам, выступления на разных сценических площадках. С юности М. Петипа вел дневник, куда записывал танцы, обычаи, запомнившиеся сюжеты... Приехав в Россию 8 1847 году, Мариус Петипа до 1869 года выступал как исполнитель. Е. Вазем вспоминала: "Он был превосходен в характерных танцах: декоративен, увлекателен, полон темперамента и выразительности. Особенно удавались ему испанские пляски. ...Однако венцом искусства Петипа была мимика... Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей".

Одновременно М. Петипа дебютирует как балетмейстер. В 1847 году совместно с Фредериком поставил балет "Пахита" в хореографии Ж. Мазилье, а в 1848 году вместе с отцом (Жан Петипа • - педагог и хореограф) "Сатаниллу, или Любовь и Ад" (тоже в хореографии Мазилье).

В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов балетмейстер осуществляет несколько небольших спектаклей для своей жены — артистки Марии Суровщиковой: "Роза, фиалка и бабочка", "Парижский рынок", "Голубая георгина" и другие. Как писал один из рецензентов, их автор "обладает несомненными хореографическими способностями. Все сочиненные им танцы очень милы и оригинальны". ("Санкт-Петербургские ведомости", 1859г.)

Премьера первого большого балета Петипа -"Дочь фараона" на музыку Ц. Пуньи. Спектакль был поставлен всего за шесть недель, но ему предшествовала большая подготовительная работа в музеях Парижа и Берлина. Один из отзывов: "Успех был необычайный. Такого грандиозного зрелища у нас не было, пожалуй, со времен Дид-ло... Состав участников спектакля был прямотаки отборный. Аспичч'ию и ее возлюбленного сыграли Розатти и Петипа, соперничавшие между собой в выразительности мимики. "Дочь Фараона" укрепилась в репертуаре очень прочно".

Успех "Дочери фараона" утвердил за Петипа звание второго балетмейстера. На правах второго балетмейстера он ставит танцы в операх, концертные номера, возобновляет в своей редакции балет Перро "Корсар", осуществляет спектакль "Ливанская красавица". С отъездом в 1869 году А. Сен-Леона из Петербурга в балете Мариинского театра начинается эра М. Петипа, которая продолжается почти сорок лет.

В 1868 году М. Петипа показывает большой драматический балет "Царь Кандавл" (на музыку Ц. Пуньи). В 1871 году в Мариинском театре увидел свет рампы "Дон Кихот" (на музыку Л. Минкуса). Впервые спектакль был поставлен на московской сцене. Отмечая искусные танцы и умение составлять группы, современник писал: "Дон Кихот" представляет много приятного для глаз, но по содержанию балет чрезвычайно беден и заключает в себе мало интереса".

"И все же, вопреки недоброжелательству критиков, которые и потом на протяжении всей долгой жизни спектакля то и дело бранили его за бессодержательность и эклектику, "Дон Кихоту" суждено было стать одним из лучших произведений русского балетного театра: он и поныне привлекает самый живой интерес зрителей. Это нельзя объяснить случайностью. Процесс исторического отбора случаю не подчиняется. Причины долголетия "Дон Кихота" заключены в демократичности темы, в жизнерадостной настроенности музыкально-танцевальных образов, в солнечной, пенящейся стихии танца" (В. Красов-ская).

Вершиной творчества Петипа в эти годы стал балет Л. Минкуса "Баядерка", премьера которого состоялась в 1877 году. Это произведение ознаменовало начало нового этапа в искусстве мастера -- в знаменитом акте "Теней" он стал разрабатывать принципы симфонического танца.

"Своими симфонически-танцевальными полотнами в "Баядерке" он предвосхитил, предсказал наступление новой эры в истории балета, предчувствуя приход в балетный театр композиторов-симфонистов", писал Ю. Григорович спустя почти сто лет после премьеры.

В последующие годы Петипа создает еще ряд спектаклей, в которых на первый план выступает яркость, зрелищность, броскость, "Зорайя"

(1881), "Кипрская статуя" (1883), "Приказ короля" (1886), "Весталка" (1888), "Талисман" (1889)... Разные по своим художественным достоинствам, они тем не менее свидетельствовали о том, как тщательно шлифовал свое искусство хореограф, как неутомимо искал пути к созданию танцевальной симфонии.

В этом плане встречу Петипа с П. И. Чайковским в 1889 году можно считать исторической, а их содружество в работе над "Спящей красавицей" - фактом, раскрывавшим перед мировым балетным искусством невиданные горизонты. Премьера балета "Спящая красавица" состоялась в начале 1890 года. "Энциклопедией классического танца" назвал Ю. Слонимский хореографию "Спящей красавицы". "Я бы даже сказал больше: это энциклопедия всего балетного творчества. Всякий раз, когда предстоит ставить новый балет, надо снова и снова вникать в "Спящую красавицу", снова и снова советоваться с Петипа".

В 1898 году состоялась премьера еще одного балета Петипа "Раймонда", созданного в содружестве с композитором А. Глазуновым. Хореография, как и музыка, была блистательна и грандиозна. В "Спящей красавице" и "Раймонде" восторжествовала новая эстетика танца — эстетика симфонической образности. В. Гаевский писал: "Именно Петипа придал балетному спектаклю ту окончательную структурную форму, которая определила само понятие классического балета. ...В эпоху Мариуса Петипа закончился полулегендарный и начался исторический период развития балета".

Судьба подарила хореографу удивительное долголетие - он прожил почти девяносто два года. Она одарила его удивительной плодовитостью - Петипа поставил около пятидесяти оригинальных балетов, не считая танцев в операх и отдельных номеров. Судьба подарила ему вторую родину Россию, сохранившую всему миру и каждому из нас классическое совершенство. Петипа говорил: "Россия дала мне славу, и я хочу лежать в ее земле". Последние годы его жизни были поистине трагическими. В конце 1903 года Петипа получил отставку, контракт на новый сезон с ним подписан не был. В театр он ходил все реже. Новые служители зачастую и не пускали его за кулисы Впереди было еще шесть долгих лет жизни в одиночестве, без театра, без учеников.

Мариус Петипа умер в 1910 году в Гурзуфе. В Париже блистала дягилевская антреприза, состоящая из учеников Петипа. О непревзойденном старом мастере никто тогда не вспомнил.


Старинный балет

"Вечер старинной хореографии"

Либретто балета "Привал кавалерии"

Мудрость классики

"Царица воздуха Сильфида"

Фотографии со спектакля


НАЗАД
HOME