Балет «Коппелия»  


 

Балет в двух действиях
Музыка Лео Делиба
Либретто Андрея Петрова
по мотивам новелл Э.Т.А.Гофмана
и либретто Ш.Ньюитерра и А.Сен-Леона
Хореограф-постановщик - Андрей Петров
Сценография - Борис Краснов
Художник-постановщик - Павел Оринянский
Художник по костюмам - Ольга Полянская
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут


Балет о том, как молодой человек влюбляется в куклу, которая дарит ему великолепную любовь. О страданиях и ревности брошенной им невесты, о таинственном эксперименте великого профессора алхимии доктора Коппелиуса, манипулирующего человеческими душами... В итоге – разгадка мистических событий приводит к важным нравственным выводам – мир людей наполнен жестокостью и жаждой власти, и только истинная любовь способна спасти человечество…


Гениальный композитор Лео Делиб писал свою музыку во второй половине Х1Х века, когда вся Франция была охвачена волной увлечения сказками Гофмана. Пролетевший век не отдалил нас от героев эпохи романтизма. Трогательная история оживших кукол по-прежнему свежа и волнующа. Обращение хореографа Андрея Петрова к «Коппелии» имеет принципиальное творческое значение: впервые в балетную классику привнесены идеи постмодернизма. В центре внимания балета, как и раньше, остается любовь Франца и куклы Коппелии, который ради ответного чувства отдал ей частицу своей души. Но «Коппелия» в прочтении Андрея Петрова – не простенькая детская сказка, а сложная история, в которой сопоставляется мир человеческий, реальный и мир нереальный, кукольный. Для этой цели хореограф вводит в музыку балета малоизвестные фрагменты оркестровых сочинений Гофмана. В декорациях, выполненных с философским подтекстом, художник-поставщик Павел Оринянский, следуя общему замыслу, заостряет этот контраст – с одной стороны, это - мрачное пространство, где обитает и проводит свои опыты сумасшедший профессор Коппелиус, желающий подчинить себе человеческие души, с другой стороны - залитая солнцем, нарядная площадь, где кипит настоящая жизнь живых людей. Она оказывается столь заразительна, что куклы Коппелиуса мечтают вырваться из темного подземелья: продолжать танцевать по прихоти своего создателя, нажимающего на кнопки, они не хотят… А людям так почему-то нравится почувствовать себя на какое-то время – будь-то карнавал или спектакль – куклами! Они наряжаются в пестрые одежды, надевают маски, перевоплощаются в сказочные персонажи… Художник по костюмам Ольга Полянская не скупится на создание ярких, самобытных нарядов и для «кукол», и для «людей». Премьера «Коппелии» состоялась 8 марта 2001 года и на сегодняшний день редакция этого спектакля в театре «Кремлевский балет» является эксклюзивной – самой зрелищной и оригинальной.

СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА


Первое действие

1 картина. 

Площадь небольшого европейского городка. Появляется Франц, в его руках – букет цветов для Сванильды, с которой у него назначена встреча. В ожидании девушки, Франц оглядывается по сторонам и замечает в одном из окон дома привлекательный силуэт незнакомой девушки. Это Коппелия – дочь профессора алхимии Коппелиуса. Таинственная красавица почему-то никогда не выходит из дома…На площадь вбегает жизнерадостная Сванильда. Она не скрывает своих чувств к Францу. Однако юноша рассеян. Он вновь замечает прекрасную незнакомку в окне. Кажется, она также его заметила и ответила на приветствие. В душе Сванильды вспыхивает ревность. Она понимает, что Франц заинтересовался дочкой Коппелиуса. Она высказывает Францу свою обиду и, рассердившись, убегает.
Дверь дома Коппелиуса неожиданно открывается и на пороге возникает Коппелия. Она прекрасна, только её движения несколько угловаты и искусственны…Коппелия и Франц знакомятся друг с другом. Но вскоре появляется разгневанный Коппелиус и уводит свою дочь. Франц встречается с друзьями, которые напоминают ему, что скоро начнется карнавал, и ему предстоит выступление со Сванильдой.
…На площади начинается карнавальное шествие. Мэр города приветствует артистов со зрителями и провозглашает открытие праздника. Начинается красочное представление. Профессор Коппелиус щедро угощает всех добрым вином… Но вот праздник окончен и наступает вечер. На площади остается один только Франц. За ним наблюдает обиженная Сванильда. Юноша не подозревает, что также за ним следит Коппелиус и его слуга, которые явно что-то задумали. Распахивается окно и в нем появляется Коппелия, она замечает Франца, выбегает к нему и приглашает в гости.

2 картина. 

По бесконечным мрачным коридорам Коппелия ведет Франца в подвал. Обеспокоенная Сванильда тайком пробирается вслед за ними. Ею движут любопытство и ревность. Здесь, в подземелье находится секретная лаборатория профессора алхимии Коппелиуса, который занимается таинственными экпериментами. Повсюду разбросаны странные приборы, причудливые механизмы, колбы с химическими веществами. Коппелия демонстрирует гостю кукол, созданных мастерством Коппелиуса. Среди них – шотландец, испанец, Арлекин. Девушка нажимает какие-то кнопки, и куклы оживают. Три веселых китайских болванчика начинают свой танец. Юноша понимает, что в лаборатории Коппелиус изготавливает механические куклы. Ему уже не так страшно, как вначале, а даже интересно и приятно. Внимание прелестной Коппелии согревает его сердце. Внезапно появляется сам профессор-чародей со своим верным слугой. Он отключает танцующих кукол и в подвале сразу становится темно и неуютно. Глаза Коппелиуса зловеще загораются новой идеей…

Второе действие

3 картина. 

Франц стал пленником сумасшедшего профессора. Коппелиус решил провести самый главный эксперимент в своей жизни. Пользуясь искренней любовью юноши к Коппелии, он хочет забрать часть живой души Франца и переселить ее в свою любимую куклу. Ученый опутывает Коппелию и Франца проводами от различных приборов и повторяя магические заклинания, включает их. Эксперимент начался. В таинственном сосуде появляются не одна, а две души влюбленных – человека и куклы. Клппелиус торжествует- опыт удался! Франц и Коппелия, словно очнувшись после долгого сна, просят Коппелиуса дать согласие на их свадьбу. Сванильда, которая спрятавшись наблюдала за экспериментом алхимика, решает во что бы то ни стало помешать соединиться Францу и Коппелии…

4 картина.

По наущению Сванильды молодежь решает разгромить лабораторию Коппелиуса. А в городке – второй день праздника. Сегодня он посвящен открытию на площади новых часов, которые подарил профессор. К этому событию подготовлен спектакль, главную роль в котором играет Сванильда. Зрители восторженно приветствуют талантливую девушку… А в доме Коппелиуса готовятся к свадьбе. Кукольная процессия торжественно сопровождают счастливых Франца и Коппелию. Неожиданно Коппелия исчезает. Франц бросается на поиски. Вот, кажется, она машет ему издалека, а вот она совсем близко, но убегает от Франца… Уже три Коппелии дразнят бедного юношу. Франц в растерянности…Появляется разъяренный Коппелиус. Он срывает фату, закрывающую лицо одной из строптивых девушек. Ею оказывается… Сванильда. Она продолжает насмехаться над Францем, который решил жениться на кукле и убеждает юношу в своей любви. А друзья Сванильды осуществили свой гнусный замысел – они избили и связали кукол профессора. Бедным игрушкам удалось выбраться из запертого дома и они умоляют освободить их. Равнодушные горожане молча взирают на их мучения. Франц освобождает их от пут. Площадь опустела…Пострадавшие от человеческой жестокости куклы решают навсегда покинуть этот город и поселиться где-нибудь в уединении, оставаться в темном подземелье они не хотят. Коппелия намерена уйти вместе с ними. Франц, подружившийся с механическими игрушками и влюбленный в Коппелию, сопровождает их. Покинутый Коппелиус в отчаянии. Тайна его раскрыта, а создания, которым он подарил жизнь, покинули его. С ними ушла его самая дорогая и красивая кукла Коппелия… Его мистическая империя рухнула. Он поджигает свой дом и уходит …


 

«Атмосферу гофмановского рока мы старались воплотить на сцене в мрачном величии дома Коппелиуса, в интригующем своей тайной подвале, где рассыпаны странные автоматы, механизмы, инструменты… В материале Гофмана меня привлекал ответ на вопрос о месте в жизни человека искусства и искусственности, истинности и притворства» (Борис Краснов)

«Основная идея нашего проекта заключалась в зримом воплощении контраста двух миров: неживого мира машинерии, в котором живет и проводит свои страшные эксперименты Коппелиус, и живого мира, наполненного нежностью, теплом и светом. Мы апробировали новый для балета художественный принцип расширения  пространства за счет открытых площадок, расположенных на разных уровнях» (Павел Оринянский).

В окне дома, стоящего на площади, мелькает образ незнакомки. Она привлекает внимание Франца загадочной странностью своих движений. Говорят, это Коппелия -  дочь хозяина дома, профессора алхимии Коппелиуса. Таинственную красавицу никогда не видели вне дома.

По бесконечным мрачным переходам  Коппелия ведет Франца в подвал. Здесь – лаборатория великого и властолюбивого экспериментатора Коппелиуса. Франц не может понять, куда он попал. Всюду - странные приборы, загадочные колбы, непонятные механизмы…

 

Мы счастливы, что встретились в работе над «Коппелией» с фантастическим и загадочным миром Гофмана, с удивительной, завораживающей ритмами и мелодиями, музыкой Делиба.

Посмотреть иллюстрации (12)


НАЗАД
HOME